Федеральный проект по социальному сопровождению семей
с детьми и взрослыми с инвалидностью
"Семейные приемные ВОРДИ"
На базе Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов, Ростовской области открыт консультационный пункт «Семейная приемная ВОРДИ».
Задачами работы консультационного пункта является организация и проведение специалистами социальной службы сопровождения семей ВОРДИ информационно-консультационной работы и сопровождения семей целевой группы, организация и предоставление бесплатной юридической помощи родителям (законным представителям).
Руководитель консультационного пункта «Семейная приемная ВОРДИ» - Козуб Анна Сергеевна. Председатель РО ВОРДИ Ростовской области - Мирзоева Каринэ Константиновна.
Обратиться в «Семейную приемную ВОРДИ» Ростовской области можно по телефонам: 88002504243, 89185896148, 89001304999, а также заполнив форму на сайте.
Методические рекомендации по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ, разработанные Институтом коррекционной педагогики РАО
Методические рекомендации на примере урока «Мир природы и человека» с обучающимися 1.2 класса по 1 варианту программы (с умственной отсталостью)
Методические рекомендации на примере урока по предмету Окружающий прир мир (1.2 кл, СИПР)
Рекомендации родителям по организации рабочего дня ребенка с ЗПР
В рамках государственной программы "Доступная среда" общеобразовательные учреждения осуществляют обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Государственная программа "Доступная среда" п
редусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
ФЗ-273 « Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ 1598 от 19.12.14)
Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ 1599 от 19.12.14)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, на которых они предоставляются»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Приказ Минтруда России №527н от 30 июля 2015 г. «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Методические рекомендации по обеспечению доступности информации о наличии условий получения образования для детей с ОВЗ и инвалидностью на сайтах образовательных учреждений и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования Ростовской области
Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038 "О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями как:
-
лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии;
-
лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК;
-
лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лицами с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. При этом результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ. Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
-
использование специальных образовательных программ, методов обучения;
-
использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
-
предоставление услуг ассистента/тьютера;
-
проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
-
обеспечение доступа в здание образовательной организации;
-
использование дистанционных образовательных технологий;
-
предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимается ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является заявление родителей и медицинское заключение с рекомендацией обучения на дому(не заключение ПМПК).
С документами по организации обучения детей с ОВЗ в МБОУ СШ №22 можно ознакомиться в разделе "Сведения об образовательной организации"/"Документы"